postheadericon Коллекция Джульсруда (Юльсруда)

 

Некоторые экземпляры коллекции Джульсруда

К северо-западу от Мехико расположен город Акамбаро. С 1944 года здесь было найдено огромное количество гротескных глиняных статуэток и предметов обихода. Из 75 тысяч артефактов до наших дней сохранилось лишь около половины. Происхождение этих статуэток является вопросом спорным. Эти глиняные фигурки изображают представителей множества неизвестных человеческих рас и живых существ, напоминающих динозавров. Согласно данным радиоуглеродной датировки возраста они были созданы в доисторическую эпоху. Тем не менее, официально археологи критически относятся к такому заключению. Ведь вывод о том, что между людьми и динозаврами существовала неизвестная связь, кажется слишком фантастическим.

Однако существует теория, согласно которой собранная в Акамбаро коллекция глиняных статуэток, состоящая приблизительно из 32 тысяч артефактов, возможно, является наследием единой примитивной индейской пракультуры, из которой намного позже развились ныне известные нам высокоразвитые классические культуры майя, инков и ацтеков.

Эта коллекция была собрана немцем Вальдемаром Джульсрудом (правильнее –Юльсрудом) и в настоящее время хранится в его бывшем доме в Акамбаро. Радиоуглеродный метод датировки артефактов указывает на то, что создавшая их культура могла существовать приблизительно 6400-3500 лет назад. Согласно данным термолюминесцентных исследований, возраст некоторых статуэток составляет 4500 лет.

Вальдемар Юльсруд по профессии был торговцем скобяными изделиями, а его увлечением была археология. В конце 1944 года он случайно обнаружил совершенно необычную находку: проезжая верхом на лошади вдоль склона холма Эль-Торо на окраине Акамбаро, Юльсруд заметил в грязи странный предмет, наполовину закрытый землей. Это была небольшая статуэтка из обожженной глины. По своему стилю она отличалась от всего, что ему доводилось видеть прежде. И хотя он был хорошо знаком с артефактами, принадлежащими культурам тарасков (пурепеча), ацтеков, тольтеков, майя, инков и других народов Мезоамерики, эта фигурка была совершенно не похожа на произведения известных ему культур.

Через несколько дней нанятый им крестьянин по фамилии Тинахеро прикатил к дому Юльсруда тачку, наполненную мелкими предметами. Немца поразили необычный стиль и многообразие артефактов. Он предположил, что, возможно, открыл неизвестную индейскую культуру.

Метод, с помощью которого фигурки были спрятаны в земле, был очень необычным. Они не были ни просто выброшены, ни сложены в месте чьего-либо захоронения. Вальдемар Юльсруд выдвинул теорию о том, что нашел священную коллекцию, которая была скрыта в земле, чтобы уберечь её от испанцев. Именно поэтому они были закопаны в целости и сохранности и сложены в выкопанные ямы очень осторожно.

В коллекции были предметы всевозможных размеров, от фигурок длиной всего несколько дюймов до статуэток высотой в 3 фута или длиной в 4-5 футов. Для их изготовления была использована глина самых разных сортов. При этом важно, что все они были обожжены на открытом огне. Разнообразие вариантов этих артефактов было невероятным. Все видевшие эту коллекцию сходятся во мнении, что в анналах археологии не существует никаких подобных прецедентов.

При этом коллекция неоднородна по стилю. Их несколько, но каждый стиль выполнен уникально и включает в себя несколько сотен или тысяч предметов. Возникает впечатление, что эта коллекция была собрана воедино несколькими разными индейскими народами или каким-то одним народом-завоевателем. Правда, культурный империализм был чужд индейцам.

Юльсруд хотел привлечь к своему открытию внимание археологов. Он показывал коллекцию всем интересующимся, давал интервью и, в конце концов, ему удалось заинтересовать молодого американского журналиста Уильяма Н. Рассела из Лос-Анджелеса, который совершил несколько поездок в Акамбаро и стал «представителем» немецкого археолога-любителя в Соединенных Штатах Америки. При этом личный интерес самого Юльсруда был исключительно научным. Он никогда не пытался сделать бизнес из своих находок и поэтому никогда не продавал экспонаты коллекции, разве что для выставок. Он усердно старался убедить опытных археологов познакомиться с его коллекцией и самим провести раскопки на холме Эль-Торо. К несчастью, в то же самое время он выдвинул теорию, которая породила большие сомнения в подлинности его великолепной находки.

Дело в том, что коллекция содержит множество крупных фигур рептилий, причем некоторые из них изображены вместе с человеком. Отношения человека с динозавром в мотивах этих фигур иногда дружественные, в остальных случаях – враждебные. Вальдемар Юльсруд не был профессиональным палеонтологом. Но поскольку некоторые из существ, которых изображают эти статуэтки, похожи на динозавров, он пришел к выводу о том, что динозавры и люди жили в одно и то же время. Кроме того, прочитав книги об Атлантиде, он сделал еще один странный вывод, будто бы люди и динозавры совместно населяли Атлантиду. Можно себе представить, какой переполох возник среди археологов, когда в мексиканской прессе были опубликованы статьи, в которых особо была выделена эта мысль. В течение многих последующих лет ни один археолог больше не приезжал в Акамбаро. Если ученые археологи и высказывались о коллекции Юльсруда, то лишь для того, чтобы назвать её фальсификацией.

В 1955 году Институт исследования сознания (Foundation for the Study of Consciousness) направил в Мексику Чарльза Х. Хэпгуда. Он провел там всё лето, занимаясь раскопками. Поначалу его поразило богатство коллекции. Американский ученый провел тщательную классификацию находок Юльсруда. При этом он выделил множество различных стилей. Ему без труда удалось обнаружить много общего между глиняными статуэтками и различными аспектами известных индейских культур. В некоторых экспонатах, идентифицированных Вальдемаром Юльсрудом как творения доинковской культуры, американец распознал произведения тольтекского или ацтекского искусства. По рассказам немца, некоторые статуэтки являются, якобы, шумерскими, а Хэпгуд обнаружил несколько артефактов, которые, по его мнению, имеют отдаленное отношение к культуре древнего Египта. Он пришел к выводу о том, что многие артефакты можно отнести даже к очень ранней эпохе тараскской культуры. Однако, несмотря на многочисленные предположения о связи создавшего эти фигурки народа с другими цивилизациями, вскоре Чарльз Х. Хэпгуд увидел, что коллекция действительно показывает множество аспектов жизни некоего примитивного народа, его оружие, снаряжение, искусство, способы добывания пропитания и его связи с природой.

Американский ученый прервал изучение коллекции, чтобы провести серьезные раскопки на холме Эль-Торо. Ему было известно, что большая часть этого участка уже была опустошена крестьянином Тинахеро. Кроме того, клеветники утверждали, что все эти артефакты были изготовлены самим Тинахеро и его сыновьями. Поэтому Хэпгуд решил, что самым подходящим местом для проведения раскопок должен быть участок непосредственно под одним из новых домов, построенных на территории, где ранее были обнаружены находки, или рядом с ней. Это исключило бы всякую возможность фальсификации. В результате был выбран дом, расположенный непосредственно на территории раскопок, проведенных Тинахеро. Хозяин дома, начальник городского отделения полиции, разрешил американцу провести раскопки прямо под домом. Хэпгуд выкопал под центром гостиной яму глубиной около 6 футов, и нашел множество фрагментов фигурок, которые очень походили на статуэтки из коллекции Юльсруда. Это убедило ученого в подлинности коллекции и отсутствии мистификации.

После этого американский ученый вернулся к исследованию коллекции с точки зрения культуры, которую они изображают. По его мнению, эта культура является во многих отношениях уникальной. Похоже, что «народу Юльсруда», названному так Хэпгудом, не был знаком обычай человеческого захоронения. Очевидно, что в его арсенале отсутствовал лук со стрелами, и для охоты представители этого народа использовали только копья, дубины и ножи из дерева, камня или кости. Также похоже, что на протяжении большей части своей истории они не имели представления о земледелии за исключением выращивания бутылочной тыквы и о ткачестве, но, тем не менее, создавали неокрашенные керамические изделия. Они отразили свою культуру в керамике. В то же время факт наличия гончарного ремесла в доземледельческом обществе является необычным, но не уникальным.

Многое в глиняных статуэтках коллекции Юльсруда указывает на тесную связь этих людей с животными. Мы видим сцены, в которых они ласкают своих собак, скачут верхом на диких лошадях или ламах без седла и уздечки и обнимают больших (или человекообразных) обезьян. Судя по некоторым фигуркам, можно предположить, что «народ Юльсруда» приручил и одомашнил рептилий, а также муравьедов и других млекопитающих.

Многое в коллекции указывает на её большой возраст. Во-первых, об этом свидетельствует изображенная в мотивах статуэток лесная культура. Вместо современной неплодородной и засушливой долины, окруженной поврежденными эрозией холмами, коллекция позволяет сделать вывод о том, что в ту эпоху этот регион был хорошо обводнен. Геологи выяснили, что эта долина была наполнена водой даже после окончания ледникового периода, и здесь находилось большое озеро. Место находки артефактов раньше было берегом этого озера. В подтверждение этого факта Хэпгуд обнаружил в мотивах статуэток лесной и озерный ландшафт.

Уже одно это может указывать на то, что обнаруженные артефакты были созданы в очень древнюю эпоху, но существуют и гораздо более веские доказательства этого предположения. Не подлежит никакому сомнению, что в коллекции представлены фигурки одногорбого верблюда и лошади ледникового периода, а также животных, напоминающих носорогов и гигантских обезьян, которые обитали в Южной Америке в эпоху плейстоцена.

Кроме того, Чарльз Хатчинс Хэпгуд заметил в коллекции фигурки лошадей, а также их изображения, вырезанные на горшках, и нашел в ней несколько настоящих зубов, по его мнению, лошадиных. Позже он приехал в Американский музей естественной истории и показал эти зубы доктору Джорджу Гейлорду Симпсону, ведущему американскому палеонтологу. Тот идентифицировал их как зубы вымершей лошади ледникового периода (Equus conversidans owen).

Сначала Хэпгуд посчитал вероятным, что рептилии, представленные в коллекции, несмотря на их порой поразительное сходство с динозаврами, были лишь трансформированными изображениями до сих пор сохранившихся рептилий Центральной Америки, таких как игуана. Кроме того, он знал, что описание таких монстров встречается во многих индейских легендах, так что статуэтки могли быть и персонажами этих легенд. Однако позже этот ученый склонился к точке зрения, согласно которой некоторые из крупных рептилий, возможно, долгое время продолжали свое существование в районе Акамбаро.

В принципе, идея своего рода «затерянного мира» в этой части Центральной Америки не кажется такой уж причудливой, если вспомнить о некоторых примерах так называемых «живых ископаемых» (индонезийский комодский варан, переживший остальных представителей своего семейства на 100 миллионов лет, или новозеландская гаттерия, прямой потомок динозавров мезозойской эры, или рыба рода латимерия отряда целакантов, недавно обнаруженная у африканского побережья, хотя возраст ископаемых представителей этого отряда составляет не менее 200 миллионов лет). По мнению Хэпгуда, тот факт, что динозавры давно вымерли в других частях света, не является законом природы, отрицающим возможность их выживания в Мексике до относительно недавней поры.

 

 

Обновлено (16.02.2013 15:33)

 
Что вы думаете о потере Россией американских владений?